воскресенье, 22 мая 2011 г.

Инструмент для HR и сервисы соцсетей

Многим из нас приходилось нанимать сотрудников или участвовать в их поиске. По своему опыту могу сказать, что эффективность HR-служб очень низкая. Да, очень многие хантеры не являются экспертами в той области для которой ищут кандидатов. Особенно это касается поиска инженеров для высоко технологичных индустрий. Хотя бывают исключения. Помимо общих скилов по найму, hr-менеджер должен обладать кругозором в соответствующей области, а этот навык за пару тренингов не приобрести. Как итог, к непосредственному поиску персонала привлекаются инженеры компании. Стоимость такого найма обходится компаниями очень дорого.


На этом о компетентности HR-менеджеров все.

Перейду к инструментам, которыми пользуются или смогут пользоваться наши доблестные хантеры.  

Основные задачи поиска персонала сводятся к подбору сотрудника уровня:
  • Junior (J)
  • Middle (M)
  • Senior (S)
  • Top (T)
Соискатели и работодатели могут быть активными и пассивными.

Как обычно ведется поиск кандидата или компании и какие инструменты используются?
По статистике, сегодня около 80% сотрудников находят в интернет. В ближайшие годы эта цифра приблизится к 100%. Поэтому рассмотрим инструментарий предлагаемый Интернетом.

Хантинговые сайты

В принципе, все искомые группы можно встретить на хантинговых сайтах. Эта модель всем известна: 
  • кандидат составляет резюме с указанием своей специализации, просматривает предложения работодателей, отвечает или оставляет отклик.
  • работодатель размещает вакансию, просматривает список соискателей, отправляет приглашение или отвечает на отклики кандидатов
Основные мировые хантинговые сайты: http://Careerbuilder.com и http://www.monster.com (русскоязычная версия http://monsterrussia.ru), http://job.com

Российские хантинговые сайты: hh.ru, superjob.ru, job.ru, rabota.ru

Услуга по размещению вакансий на всех сайтах платная. В зависимости от выложенной суммы вы получаете доступ к различному количеству регионов и отраслей. В принципе если кто-то скорректирует бизнес-модель и начнет предоставлять размещение вакансий бесплатно, то сможет извлечь значительную выгоду, например увеличить базу компаний отжав ее у  конкурентов. Как следствие, перейдут и соискатели.

Кандидаты, часто используют хантинговые сайты как зарплатамер, закидывая туда фейковые или реальные резюме. На некоторых сайтах есть зарплатамеры или аналитические статьи на эту тему. Примеры зарубежных проектов:




Так-же размещая реальное резюме с указанием желаемой зарплаты, кандидат может добиться контр-предложения от текущего работодателя или нарваться на неприятный разговор с руководством :)

И работодатели и соискатели используют хандтинговые сайты для проведения конкурентного анализа и построения своего оптимума мотивации и привлекательности.

Каждый кандидат старается продать себя как некий профессиональный продукт. В интернет-торговле достаточно давно применяется функция сравнения товаров. Собственно такой функции сравнения кандидатов между собой не хватает хантинговым сайтам. Но тут вся сложность состоит в том, что категоризация скилов проработана очень плохо, а сравнение по возрасту и зарплате не очень релевантно по отношению к эффективности кандидата. Т.е. требуется более детальная проработка специализаций и видимо составление профессиональных чек-листов.

Так-же на хантинговых сайтах рунета не хватает внятного рейтингования и сравнения  компаний. Лично мне симпатичен немецкий http://kununu.com


Для соискателей это очень полезный сервис, т.к. можно быстро узнать о бенефитах предоставляемых компанией,  условиях работы, атмосфере командной работы и т.д. Рейтинг строится на основе отзыва пользователей. В России скорее всего найдется мало компаний способных сделать честный сервис с рейтингованием работодателей, большой брат будет корректировать индикаторы счастья :) 

Хантинговые сайты гарантируют вам поток кандидатов, но не гарантируют быстрого выбора подходящей кандидатуры, а о быстром найме талантливого сотрудника можно только мечтать. Там очень много информационного шума и hr-менеджеры вынуждены тратить много времени на просмотр и анализ кандидатов.

Потихоньку добрался до социальной составляющей, социальные сети это новый инструмент для поиска сотрудников и вакансий.

Социальные сети

Практически каждый хантинговый сайт предоставляет возможность шаринга вакансий в соцсети, но не многие предлагают возможность шаринга резюме. Незачем или негде? Большинство сетей носит развлекательный характер. С большими профессиональными сообществами в мире не так и густо. Это linkedin.com, xing.com ну и ряд более мелких сетей. В России это moikrug.ru, professionali.ru эмммм и наверно все.

Теперь о том как используются профессиональные сети и размещение в них вакансий работодателей. 

В профессиональной группе образуется тусовка знакомых. Где они обсуждают высокие материи и каждый считает себя супер-героем. 


И тут, на всех парусах в сообщество врывается hr-менеджер и орет во весь голос:


Как правило это заканчивается вот чем:
- полный игнор данного сообщения
- саркастические издевки над автором вакансии
- и в единице случаев предложение о работе на парт-тайм по космическим ценам.

Вот пример с UXrussia (если есть желание, то можете капнуть другие сообщества)



Почему так происходит, да потому, что к ним обращаются с позиции "эй есть кто достойный? Если есть, то подеритесь между собой и я выберу достойного." Члены сообщество начинают представлять себя гастарбайтерами за которыми пришел богатый дядя и будет за копейки напрягать их унылой работой.



И это не нравиться профессионалам.  В данном случае отношение между членами сообщества дороже. 

Т.е. обращение один (работодатель) ко многим (профессионалам) в сообществе крайне неэффективно. Максимум на что можно рассчитывать, это работа по контракту на парттайм.

Для общения с профессионалами гораздо эффективнее обращение один (работодатель) к одному (профессионалу) или многие (работодатели) к одному (профессионалу).

Всегда приятно быть окруженным нежной заботой и вниманием :)


Собственно у западных сетей от части есть такой функционал, например у LinkedIn в бетте появился блок "Работа которая может быть интересна". Ранее этот блок распологался только в сообществах, теперь он доступен на главной странице пользователя. Правда предложения по работе не до конца удовлетворяют моим ожиданиям.


Еще одна большая беда это "Рекомендации". В этом смысле антипатерном можно считать moikrug.ru .На данном проекте апогей несостоятельности данной идеи. Да, для соц сети этот сервис создаёт движуху и генерит трафик. Однако знакомство с блогами кандидатов и собеседование гораздо более действенные способы проверки профессионализма.

Самое главное преимущество социальных сетей, которое еще не разыграно, это инкубатор талантов. До сих пор нет ни одного внятного сервиса, позволяющего человеку планировать карьерную карту по интересующим его отраслям и специализациям. Подбирать компании соотносящиеся с созданной картой и проходить соответствующие обучения для грейда необходимых компетенций при этом улучшая с каждым шагом свое материальное состояние.

И видимо за этим недалекое будущее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий